Чувашские, белорусские и каталонские соратники комментируют выступление Н. Судариковой о «бесперспективности» обязательного изучения удмуртского языка в школах

23 января на пресс-конференции председатель постоянной комиссии Госсовета Удмуртской Республики по науке, образованию, культуре и молодежной политике Наталья Сударикова отметила, что требуется поэтапное введение языка.

— В том виде, в котором инициативу подал Удмурт Кенеш, – обязательное, тотальное, всем и всякому без исключения – я считаю, что инициатива вряд ли в таком виде пройдет. Мы сегодня ведем переговоры с УК и с Минобразования, где ищем варианты возможности всё-таки более серьезного подхода к изучению удмуртского языка. Мы говорим сегодня о поэтапном введении изучения удмуртского языка: порядок этого поэтапного изучения будет разрабатываться Министерством образования и науки. Это не обязательно все и сразу: это может быть в виде экспериментальных площадок, или в виде каких-то параллелей. Мы не можем не учитывать мнение родителей, мнение самого ребенка и еще надо исходить из того, что ничего и никогда никому не удавалось решить сверху – это вызовет только отторжение. Поэтому мы безусловно будем исходить из интересов родителей, детей, ну и нам тоже хочется дать возможность более серьезную для изучения удмуртского языка тем, кому он необходим, тем кто действительно хочет этим заниматься, и тем, кто планирует свою дальнейшую деятельность именно в этом направлении, – подчеркнула Сударикова.

Сандр Савгильда, редактор чувашской интернет-газеты «Ирĕклĕ Сăмах», считает ответ Судариковой на конференции лицемерным,  поясняя свое отношение тем, что очень многие вещи, порой не самые лучшие, в России решаются сверху.

—  Насколько известно, родителей не спрашивают, нужны ли их детям в школах физика и химия, а многие дети, надо думать, с удовольствием отказались бы от математики и русского языка. Когда язык преподается «по желанию», то и носители не могут полноценно использовать его в публичной сфере, не будучи уверенными, что их поймут.

С другой стороны, обязательное изучение удмуртского действительно будет бесперспективным, если не предпринимать параллельные меры. Обучение обречено на провал, если школьники не будут понимать, зачем им нужен удмуртский (взывание к необходимости «сохранения традиций» работает далеко не всегда). Необходимо массовое разъяснение плюсов двуязычия, о которых уже многое известно социолингвистам. И необходима постоянная кампания по повышению престижа удмуртского языка как языка современного, удобного и функционального. В этих делах инициативы следует ожидать, прежде всего, от активистов, но при поддержке сверху решение подобных задач значительно упростится».

Арцём Федоринчик, белорусский социолингвист, проживающий в Чувашии, в свою очередь отметилчто некорректна сама постановка вопроса – надо ли учить национальный язык.

— Как вести документооборот, заседания, концерты, совещания и т.п. на удмуртском, если большая часть населения его даже учить не будет? Я понимаю, что это решение понравится не всем (как не всем нравится и изучать, например, математику), но либо язык обязателен, и лучше начинать с детского сада, потому что для детей изучение языков подобно игре, либо постепенно превращается в хобби для фанатов и не более. Общемировой и общероссийский опыт говорит нам именно об этом, к примеру, ситуация с карельским и энецким. Я желаю удмуртскому лучшей судьбы.

Представители власти не заинтересованы во введении обязательного изучения языка, во-первых, потому, что руководители республики сейчас не избираются снизу, а назначаются сверху, а значит, слушаются не тех, кто их выбрал, а тех, кто их назначил, – продолжил  социолингвист, – введение обязательного изучения нацязыка вряд ли понравится тем депутатам, которые сидят в Москве. Ну и, во-вторых, видимо, опасаются, что голоса недовольных будут звучать слишком громко и нагнетать обстановку, как сейчас происходит в Башкортостане.

Власти используют родителей или то, что они считают волей жителей, только когда им выгодно, – считает Эктор Алос-И-Фонт, каталонский социолингвист:
— Но, с другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что для того, чтобы внедрить столь масштабное изменение, необходимы и другие действия с целью увеличения желания и потребности учить язык. Чиновник прав в том, что, если ничего не делают, кроме объявления обязательности изучения, вопрос бесперспективен (и нельзя ждать инициативы от власти). Несомненно, необходимы и другие действия, и, следовательно, необходимо приготовить денежные и человеческие ресурсы для них.

Я посоветовал бы удмуртам подумать о масштабном плане не только в сфере образования и не только по универсальному обязательному преподаванию удмуртского языка. Он, в идеале, должен включать план работы и бюджет.

http://news.uralistica.com/?p=9537

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *