Сторонники инициативы

Самвел Сукиасянпредприниматель, владелец предприятия по производству удмуртских национальных кондитерских изделий «Чечым»

SamvelSukiasjanИнициатива введения второго государственного языка в республике повлияет на перспективное  развитие удмуртского языка в родном регионе. Сейчас — период когда многие будут критиковать и не соглашаться с нововведением. Его нужно пережить, а потом все привыкнут и не будут препятствовать. Сегодня отчетливо наблюдается боязнь критики, непринятия, несогласия – это временные трудности.

В школах нужно вводить удмуртский язык, хотя поначалу  резкие изменения могут привести к обратному результату. Как факультатив он должен быть везде, при том посещающих — поощрять. А спустя некоторое время можно вводить и обязательный урок.
Перспектива развития появится тогда, когда в истинных удмуртах проснется патриотизм.

 

Оливер Лоодечлен Правления Общества «Фенно-Угриа» (Эстония), член Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, активист МАФУН

Loode1Как активист международного финно-угорского движения, я хочу выразить поддержку законодательной инициативе ассоциации «Удмурт Кенеш», которая направлена на введение уроков удмуртского языка в обязательную школьную программу для всех школ Удмуртской Республики. И хотя в поддержку этой инициативы существует множество неопровержимых доводов, я бы хотел отдельно рассмотреть лишь несколько из них.

Во-первых, инициатива полностью придерживается Конституции Удмуртской Республики (Статья 8), в соответствии с которой русский и удмуртский языки оба являются государственными в республике. Обеспечение реальных возможностей для изучения обоих государственных языков всеми детьми республики соответствует духу Удмуртской Конституции и усиливает власть закона в республике. Государство, которое относится к собственной Конституции всерьёз, вызывает уважение как своих собственных граждан, так и внешнего мира.

Во-вторых, принятие этой инициативы – это возможность для Удмуртии показать себя в позитивном и прогрессивном свете с вытекающими из этого социально-экономическими перспективами в контексте финно-угорских регионов Российской Федерации и международного финно-угорского движения. Удмуртская Республика, предпринимающая серьёзные меры для сохранения, развития и популяризации удмуртского языка, получит репутационные преимущества как внутри России, так и на международном уровне, что упростит установление новых деловых связей, будет способствовать развитию туризма и повышать инвестиционную привлекательность региона.

В-третьих, нет более подходящего года для принятия этой поправки, чем нынешний 2014, когда удмуртская деревня Быгы (Старые Быги) имеет статус первой Культурной столицы Финно-угорского мира. Принятие поправки, работающей на реализацию статуса удмуртского языка как государственного в республике, сделает этот год поистине историческим для Удмуртии, что может стать источником гордости для лидеров, жителей и всех друзей Удмуртской Республики.

Лев Бабурин, лингвист, преподаватель иностранных языков

Лев БабуринЯ поддерживаю введение обязательного изучения удмуртского языка как государственного языка Удмуртской Республики в школах региона.

Я выступаю за то, чтобы каждый народ знал свой язык, и вижу следующие плюсы в реализации этой инициативы:
1) многообразие языков способствует гибкости человечества и является одним из залогов его выживания;
2) точно так же владение различными языками формирует гибкость мышления и толерантность у отдельно взятой личности;
3) всеобщее изучение второго государственного языка будет способствовать укреплению взаимопонимания между народами региона.
4) Каждый язык наилучшим образом отражает то, что связано с историей его носителей и основным местом их проживания. Поэтому, вне всякого сомнения, в удмуртском языке лучше отражены реалии Удмуртии (например, характерные именно для неё природные явления), чем в каком бы то ни было другом.

 

Сергей Терешенков, журналист, PR и GR-специалист, в 2011-2012 годах PR-директор программы «Кудымкар — Культурная перезагрузка»

Сергей Терешенков

 

Я по-хорошему завидую жителям Удмуртии, у которых появилась возможность записаться на курсы языка коренного населения республики. Подчеркну, что я намеренно не делаю различия между удмуртами, русскими, татарами или другими народами, поскольку они все — жители Удмуртии, а, значит, для них удмуртский язык и традиции являются связующим звеном к взаимопониманию на данной территории.
Когда в 2011 году меня пригласили на работу в Коми-Пермяцкий округ Пермского края, первое, что я сделал в Кудымкаре, — пошел в библиотеку и взял учебник коми-пермяцкого языка. Для человека любой национальности (а я русский) естественно, что, когда он приезжает в гости, он учит несколько слов или фраз на употребляемом здесь языке. Тем более это относится к людям, постоянно проживающим на территории коренного народа.
К сожалению, в Кудымкаре мне не часто случалось использовать в общении коми-пермяцкий язык, поскольку в то время общественный интерес к нему был минимален. За три года многое изменилось: активные граждане округа сами стали популяризировать свой язык в личном общении, семьях, социальных сетях, а осенью 2013 года в школах Кудымкара снова появились уроки коми-пермяцкого языка, что скорее было ответом именно на общественную инициативу.
Мне особенно близок проект закона, внесенный Ассоциацией «Удмурт Кенеш», о введении уроков удмуртского языка в школах республики и — в перспективе — его полноправном использовании в качестве второго государственного языка. Ведь именно многонациональное сообщество Удмуртии должно определять будущее коренного языка, а задача общественных институтов и органов власти заключается в чутком реагировании на запросы граждан.

 

 

One comment on “Сторонники инициативы
  1. Удмуртскому языку полноправную жизнь!!!
    Депутаты национальной республики, голосующие против обязательного обучения удмуртского языка должны сложить полномочия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *