Аргументы в поддержку инициативы

1. Создание здорового общества без дискриминации и разделения по “сортам”

Всеобщее обучение удмуртскому языку – это шаг в сторону построения более здорового общества, где языки не делятся на важные и неважные, а идентичности не дискриминируются, исходя из своего статуса.

Существующая в Финляндии система преподавания родных языков, позволяющая для группы из 5-6 человек открывать бесплатные занятия по данному языку, финансируемые из средств местных органов власти, была разработана, исходя из понимания важности родного языка или языка родителей и предков на формирование идентичности индивида. Создатели этой системы пришли к выводу, что для формирования здорового финского общества важно, чтобы люди с иноэтничным и инокультурным происхождением, могли ответить без ущерба для собственной самоидентификации на вопросы «Кто я?» и «Как я являюсь частью финского общества»? Благодаря доступу к изучению родного языка и своей культуры меньшинства имеют более высокую самооценку и больше уверенности в себе, что в целом сказывается на их социальном и психологическом комфорте, степени интеграции в общество и потенциалом для самореализации.

В Удмуртии многие люди дискриминированы из-за ситуации неучета их удмуртского языка – система образования, рынок труда, общественные институты игнорируют удмуртский язык и вынуждают абсолютно во всех ситуациях пользоваться русским. Тем самым, удмуртский язык оказывается на обочине, удмуртское самосознание получает удар от такой намеренной невостребованности удмуртского языка, и всё это негативно сказывается на тысячах удмуртов, вынужденных менять свой родной язык на неродной.

Сейчас потенциал десятков тысяч удмуртов недоиспользован из-за того, что многие удмурты, выросшие в удмуртской среде и воспитывавшиеся на удмуртском языке, переживают серьёзный психологический кризис из-за невозможности использования удмуртского языка на работе и в общественной жизни и переходе на русский язык, который в большинстве случаев сопровождается стигматизацией удмуртов.

2. Уменьшение маргинализации общества, большее использование человеческого потенциала

Результаты исследований специалистов по многоязычию показывают, что люди, не получившие образования на родном языке или не изучавшие родной язык в школе, имеют более высокие риски быть маргинализованными. Это связано с тем, что качество получения ими знаний зачастую оказывается ниже, чем в тех случаях, когда они получали бы их на своём родном языке. Также в большинстве случаев переход с родного языка на неродной на старте образовательного процесса в школе приводит к психологическим трудностям у детей, прежде использовавших только родной язык, и замедляет скорость освоения ими учебного материала. Более низкие результаты в получении образования ведут к более маргинальному положению в обществе, что в целом имеет негативные последствия для всего общества: десятки тысяч людей, испытав стигматизацию при переходе с родного языка на неродной и публичную виктимизацию как носители удмуртской культуры от представителей культуры «официальной», имеют пониженную самооценку и недореализуют себя.

Повсеместное введение удмуртского языка в школьную программу позволит сделать важный шаг в сторону повышения статуса удмуртского языка и увеличения возможностей для самореализации через него или с использованием его сотням тысяч удмуртов.

3. Создание новых рабочих мест

Введение всеобщего обучения удмуртскому языку создаст новые рабочие места – не только в сфере удмуртского языкознания и педагогики, но и в смежных сферах, связанных с использованием удмуртского языка и ресурсов удмуртской культуры – туризме, книгоиздании, научно-исследовательской деятельности, рекламе и СМИ.

Эта мера позволит решить проблемы с трудоустройством специалистов по удмуртской филологии и педагогике, которые сейчас не работают по специальности. Таким образом, эта инициатива также внесет вклад в борьбу с депрофессионализацией и утечкой педагогических кадров.

4. Доступ к преимуществам билингвизма для всех

Введение всеобщего изучения удмуртского языка будет способствовать складыванию двуязычного общества, что может открыть значительные культурные и интеллектуальные перспективы для жителей Республики. Приступая к раннему освоению удмуртского языка (в начальной школе или в двуязычных группах детских садов), ребенок получает возможность воспользоваться когнитивными (интеллектуальными) и социальными преимуществами, которые дает двуязычие.

Интеллектуальные преимущества, которые дает билингвизм – более гибкое и творческое мышление, более ранние успехи в решении пространственных математических задач и решении научных проблем, более высокие темпы развития абстрактного мышления и способности рефлексивно относиться к языку (воспринимать язык как инструмент, допускающий некоторую произвольность использования). Как установлено исследованиями, билингвы имеют большую коммуникативную чувствительность, им легче даётся изучение других языков, а также в пожилом возрасте они меньше подвержены болезни Альцгеймера и другим дисфункциям головного мозга.

Также билингвизм открывает дополнительные социальные и культурные возможности перед человеком:

— возможность быть частью обоих языковых сред и обоих языковых культур;

— возможность иметь больший круг друзей, знакомых и партнёров из обоих языковых сред;

— большая чувствительность к другим языкам и культурам;

— повышенные шансы на успешное трудоустройство;

— высокое признание и расположение со стороны обоих языковых сообществ.

В американском штате Юта педагоги, учёные и родители решили целенаправленно обучать детей на двух языках, чтобы повысить их конкурентоспособность. В то время как в Юте американцы, озабоченные получением преимуществ билингвизма для своих детей, вынуждены искусственно создавать среду, в Удмуртии такая среда уже существует — всё, что нужно, это предоставить носителям доминирующего меньшинства наравне с удмуртскими детьми воспользоваться преимуществами многоязычия.

5. Вклад в повышение гармоничности взаимоотношения народов Республики

Всеобщее обучение удмуртскому языку в школах стратегически работает на повышение гармоничности взаимоотношений между народами Республики и углубление взаимопонимания между ними. Введение удмуртского языка в школьную программу наравне с русским работает на символическое признание равноценности обоих государственных языков и важности удмуртской культуры для Удмуртии.

6. Инвестиции в туристическую привлекательность Республики

Введение обязательного изучения удмуртского языка будет способствовать более глубокому знакомству жителей Республики с удмуртской историей и культурой, которые являются важными источниками для создания туристической привлекательности Удмуртии. Всеобщее изучение удмуртского языка будет работать на усиление национального колорита территории, а также на интенсификацию использования удмуртской аутентики для развития туризма в республике.

 

7. Борьба с эрозией удмуртской культуры и пробуждение национального самосознания

Введение всеобщего изучения удмуртского языка будет способствовать повышению статуса и престижа удмуртского языка, а также придаст новые силы развитию удмуртской культуры. Удмуртская культура отныне не будет находиться на второй роли, а сможет выйди впреде в качестве мощнейшего символического ресурса для творческих проектов. Создание системных возможностей для всеобщего обучения удмуртскому языку будет работать на погружение в удмуртскую языковую и культурную среду детей из смешанных семей и детей, в которой родители плохо говорят по-удмуртски или по каким-то причинам не обучили языку ребенка.

Удмуртская культура находится в прямой зависимости от жизнеспособности удмуртского языка и его использования. Чем слабее будет положение удмуртского языка, чем меньше будет его носителей, чем слабее будет его межпоколенческая передача, тем меньше удмуртская культура будет подпитываться энергией удмуртского языка и тем меньше в ней будет самобытности, ведь её самобытность прямым образом связана со специфической системой мировоззрения, которую содержит в себе удмуртский язык.

 

8. Развитие удмуртскоязычной инфраструктуры

Введение всеобщего изучения удмуртского языка в школах Республики повлечёт за собой развитие всей связанной с этой мерой инфраструктуры: учебных пособий, новых методик преподавания удмуртского языка, специальных семинаров для преподавателей, разработки электронных словарей и сервисов, увеличения плана подготовки преподавателей удмуртского языка. Всё это будет благотворно сказываться как на развитии гуманитарного потенциала удмуртского народа и удмуртской культуры, так и на самореализации сотен и тысяч удмуртов Республики.

9. Повышение репутации Удмуртии

Введение обязательного изучения удмуртского языка в школах Республики будет работать на повышение репутации региона как в России, так и за рубежом. Реализация данной меры будет означать, что Удмуртия намерена оказывать системную поддержку удмуртскому языку и удмуртской культуре, и что развитие удмуртского языка входит в число стратегических приоритетов Республики. Удмуртия сможет стать одним из флагманов построения многоязычного и поликультурного общества с крепкими традициями взаимного понимания между народами региона.

4 comments on “Аргументы в поддержку инициативы
  1. все учат иностранный, но… и каковы успехи по стране? А крайне никаковы. То же будет и здесь при наличествующих методиках.

  2. должна быть система предваряющая определения уровня владения, в соответствии с которым и следует начинать осваивать язык. Требуется переподготовка учителей по методикам преподавания иностранного.

    • учителей переподготовить можно, и сделать это можно уже после принятия поправки. Главное, чтобы ход всему этому дали

  3. Полностью поддерживаю Ortem-а. Было бы желание и поддержка — остальное можно наработать)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *