В Ижевске прошёл круглый стол по проблемам и перспективам изучения удмуртского языка

1 февраля в Ижевске в Доме Дружбы народов прошел круглый стол на тему «Проблемы и перспективы изучения удмуртского языка», организованный Первомайским и Ленинским отделениями (город Ижевск) ассоциации «Удмурт Кенеш». Проведение круглого стола было в первую очередь вызвано грядущим рассмотрением Государственным Советом Удмуртии поправки ассоциации о введении обязательного изучения удмуртского языка во всех школах республики. Но дискуссия, как это часто бывает, вышла за рамки обсуждения поправки и выработки стратегии действий по ее продвижению, и в итоге на круглом столе был затронут широкий круг вопросов относительно положения удмуртского языка и использования удмуртского языка в образовании.

Круглый стол "Удмурт Кенеша" по проблемам изучения удмуртского языка

Председательствующими на круглом столе были П. Бобров, экс-председатель Ижевского отделения «Удмурт Кенеш» и И. Викторов.

На мероприятии собирались благотворительные взносы для размещения удмуртской рекламы в транспорте. Распространялась газета «Кун Кыл», выпущенная одноименной инициативной группой, с и публицистическими текстами в поддержку инициативы.

В самом начале работы круглого стола организаторы попросили участников вести беседу на удмуртском, так как встреча была посвящена проблемам удмуртского языка, и большинство присутствующих в зале владели вторым государственным языком.

Среди участников круглого стола были как депутаты, общественники, активисты, так и педагоги, специалисты из различных сфер деятельности, студенты. Выразить свое мнение насчет обсуждаемых проблем мог каждый, кому есть что сказать.

Об истории возникновения проблем с изучением удмуртского языка рассказала Л. Корепанова, историк, чья профессиональная биография всегда была связана с системой образования:

— Нужно начать с того, что, во-первых, в начале 90-х годов мы наблюдали всплески к изучению языка, к удмуртскому этносу. И повсеместно в нашей Удмуртии, городах, селах открывали новые классы по изучению удмуртского, дошкольные группы в детских садах. И вот прошло 20 лет, и за эти 20 лет почему-то получилось так, что надо было уверенно встать на ноги и закрепить положение, но никаких действий не было сделано.

Ситуация осложнена была еще тем, что в связи с проведением реформ, президент УР не всегда позволял достаточно финансировать отрасль образования, и под удар попала именно национальная сторона. Была оптимизация, закрывались маленькие школы, в основном это были сельские, национальные школы. То есть в свое время закрылось немало школ, где традиционно изучался удмуртский язык (…).

Важно не просто изучать удмуртский язык, а конкретно видеть его сферу применения, сохранять связь от поколения к поколению. Одной лишь сферой, где сегодня язык может применяться свободно и открыто, остается семья. Но как раз таки именно из-за ограничения в среде общения удмуртский не находит широкого применения, остается невостребованным.

Я считаю, что если не будет законодательной поддержки, то удмуртским семьям, удмуртскому этносу будет очень сложно сохранить себя.

 

Участниками круглого стола были не только удмурты, но и русские. Так, М. Назаров, председатель Удмуртского отделения партии «Яблоко» выступил с речью о необходимости изучения удмуртского языка:

— Здравствуйте дорогие друзья! В связи с поднятой проблемой по поводу сохранения удмуртского языка, хотел бы высказать свое предложение. Я читаю, что, раз мы живем в Удмуртской республике, где коренными народами являются удмурты, нужно, чтобы человек, возглавляющий национальную республику, знал национальный язык. Это будет гарантом того, что глава региона будет представлять интересы удмуртского народа.

Я всю жизнь прожил на территории Удмуртской Республики, что-то понимая из речи коренного населения, что-то нет. Я думаю, что будет не лишним, если изучение удмуртского языка станет обязательным для всех. Ведь никто же не говорит, что английский, к примеру,  для меня не родной – не буду изучать его. Учат. Я хочу, чтобы мои дети, кроме русского, знали еще и другие языки: и удмуртский, и английский – знания лишними не будут.

Одна из проблем, к которой не раз возвращались участники обсуждения, — это невозможность просмотра удмуртских передач на всей территории республики.

Л. Буранова, и.о. министра национальной политики УР, отметила, что в скором времени телеканалы перейдут на цифровое вещание, при котором просмотр будет возможен в любой точке республики.

Некоторые участники предложили запустить рекламу на удмуртском языке. Высказывались мнения о том, что удмуртский язык должен беспрепятственно звучать везде, в данном случае в коммерческой сфере, показывая тем самым свою современность и востребованность. Говорилось о том, что звучание удмуртского во время телереклам повысило бы статус языка в глазах населения республики.

Выступление Петра Данилова, депутата Госсовета УР, о необходимости сохранения удмуртского языка было встречено вопросами.

— Почему заседания в Госсовете не идут на удмуртском языке, так как это происходит в некоторых регионах страны?

— Здесь нужно подумать, а уместно ли будет прибегать к синхронному переводу с удмуртского на русский, тогда как, скажем, из присутствующих на заседании 100 человек только 10 знают удмуртский язык, а остальные 90 — нет. К тому же удмуртскоязычные депутаты свободно разговаривают на русском языке, — ответил депутат.

Данилову также был задан вопрос о его вере в возможность сохранения удмуртского языка:

— Я верю. Было бы странно, если бы я, избранный для представления интересов своего удмуртского народа, ответил бы, что нет (улыбнулся). Я визуально представляю сегодняшнее положение удмуртского языка как чуть ниже вершины горы на спуске вниз. Поэтому именно сейчас, не медля,  нужно принять необходимые меры по возрождению языка, сохранению удмуртской культуры.

Одна из мер, которая должна быть введена для сохранения языка, это материальное стимулирование представителей некоторых профессий, владеющих обоими языками. К примеру, пожилым людям, детям очень сложно объясняться на русском языке в социальных службах, больницах. Вследствие чего возникают ситуации недопонимания, из-за которых они не получают помощи, либо получают не ту, которая им требовалась. В связи с этим хочется, чтобы специалисты хотя бы в местах компактного проживания коренного населения республики, могли вести диалог на удмуртском языке. Соответственно, чтобы стимулировать специалистов к изучению языка, нужно ввести материальное поощрение.

Некоторые из участников круглого стола, как и Данилов, выражали глубокую веру в возможность не только сохранения, но и развития языка. Объясняли свою позицию тем, что с экономической точки зрения в сфере удмуртского языка множество возможностей, таких, как, к примеру, открытие новых рабочих мест для переводчиков. «В некоторых регионах нашей страны сайты переводятся на несколько языков сразу. А у нас в Удмуртской республике очень мало сайтов, даже, наверное, единицы, которые бы были переведены и на удмуртский, и на английский и др. Но ведь мы живем в национальной республике, и удмуртский признан вторым государственным языком!» – отмечали участники обсуждения.

На круглом столе также был поднят вопрос нехватки национальных классов и школ в Ижевске. В связи с этим поступило предложение  в каждом районе Ижевска открыть удмуртскую национальную гимназию. Некоторые участники соглашались с предложением, другие, в свою очередь, говорили о потере удмуртской среды общения даже в действующей гимназии имени Кузебая Герда. Было предложено пересмотреть методику обучения и хотя бы раз в неделю проводить в гимназии удмуртский день, в течение которого все будут общаться на удмуртском языке.

Некоторые из участников выступили с предложением создания особых условий для удмуртоязычных абитуриентов, поступающих в учебные заведения. Другие участники были не согласны с предложением, объяснив это тем, что не нужно делить население на русских и удмуртов, выделяя одних от других. Это не способствует принятию языка другими национальностями. Отмечали, что должны быть равные возможности для поступления в высшие учебные заведения: «Пусть наши дети не уступают в способностях другим национальностям, пусть они знают не только несколько языков, но будут и разносторонне развиты. И это возможно. Например, удмуртоязычные дети, обучившись в Удмуртской Гимназии, в свое время поступили в высшие учебные заведения, и теперь являются успешными специалистами в сфере профессионального перевода. К тому же создание неравных условий при поступлении только лишь повредит принятию языка другими национальностями», — поясняли выступающие.

Другие выступающие по степени влияния на отношение ребенка к своей национальности и ее языку ставили образование на второе место после семьи:

— Важное место в сохранении удмуртского языка занимает семья. Ведь именно от родителей зависит, как их дети будут относиться к языку, культуре. Думаю, что вряд ли получится решить проблему, насильно принуждая учить язык. Нужно подумать о других мерах, которые способствуют сохранению удмуртского.

Нужно вести работу с родителями, в ходе которой они должны понять необходимость сохранения и развития удмуртского языка, и в первую очередь то, что удмуртский язык нужен будет для ребенка.

На эти слова некоторые из участников отметили, что какой бы сильным не было влияние семьи, но место образования она не займет: «В школах, дошкольных учреждениях дети проводят большую часть своего времени. И изменения нужны именно в данных направлениях».

В ходе обсуждений проблем удмуртского языка, одна из участниц ансамбля «Ӟардон» выразила свое недоумение по поводу того, что удмурты сами не чтят свой язык и не гордятся своей культурой:

— Почему до 2014 года никто не поднял проблему сохранения удмуртского языка на уровне республики? Учителя удмуртского языка разговаривают на русском, даже слово «здравствуйте» произносят на русском. Как такое вообще возможно? Почему наши пожилые удмурты друг с другом в людных местах разговаривают на русском языке, неумеючи, путая слова и плохо разбираясь в постановке ударений? Почему они общаются на чужом языке тогда, как прекрасно могут  разговаривать на удмуртском языке?! Ни на русском не умеют, а теперь и удмуртский позабудут… Почему в Татарстане 2 раза в неделю учат татарский язык в обязательном порядке, а у нас и разговаривать на улицах боятся? Почему в театр ходят в штанах, брюках, разве нельзя надеть национальные удмуртские платья? Ведь мы же удмурты! Сердце разрывается, видя то, что происходит сегодня с удмуртским населением и языком!

Одним из завершающих выступлений на круглом столе была речь Л. Бурановой, и.о. министра национальной политики УР:

— Я была бы счастливее всех, если бы все начали учить удмуртский язык. Но мы живем сегодняшним днем, и видим сложившуюся ситуацию. Думаю, что будет еще множество различных круглых столов, посвященных обсуждению данной проблемы.

Итак, десять лет назад таких открытых разговоров не было, а сейчас вопрос решается на уровне республики. Буквально недавно мы обсуждали инициативу «Удмурт Кенеш» об обязательном изучении удмуртского языка на встрече в Госсовете УР.

Ни одного слова против изучения удмуртского языка сказано не было, и нужно отметить, что там сидели не только удмурты, но и русские, татары.

И для меня то, что сегодня проблему начали открыто обсуждать, – большая победа. Но, я считаю, что революционно эту проблему сегодня не решить. Нужно действовать постепенно, шаг за шагом. Уже большой плюс в том, что 38% населения республики в ходе социологического опроса  выступили за обязательное изучение удмуртского языка.

Хочу еще отметить, что обсуждая проблему здесь на круглом столе, никто еще ни одного конкретного слова не сказал насчет того, какую работу должна осуществлять удмуртская ассоциация «Удмурт Кенеш». И почему вы говорите все: «Власть, власть, власть»? Какой закон не прими, ведь если человек сам не начнет действовать, ничего не получится.

После слов Бурановой поднялось бурное обсуждение роли и места власти в жизни граждан, полномочий и обязанностей депутатов, и того, кто в первую очередь должен решать проблемы удмуртского языка, и кто виноват в их появлении вообще.

Некоторые выступления были не по теме круглого стола, и потому вызвали протест со стороны остальных участников, так как круглый стол и так растянулся на три часа. Так, один из участников даже после просьб прекратить речь или начать говорить на другую тему, все же долгое время (все должны были укладываться в 5-10 минут) продолжал говорить о проблемах, связанных с финансированием издания своих книг.

В итоге участниками круглого стола было отмечено, что подобную работу в виде обсуждения наболевших проблем и поиска их решений нужно продолжать, но не только среди удмуртскоязычного населения, но и привлечь к обсуждению проблем и татар, и русских.

В конце мероприятия состоялось голосование за принятие основ Резолюции круглого стола «Проблемы и перспективы изучения удмуртского языка». Большинство участников проголосовало «за», один человек воздержался, объяснив свое решение тем, что нужно скорректировать пункты Резолюции.

Представляем вам Резолюцию круглого стола, принятую 1 февраля 2014 года.

РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА на тему «Проблемы и перспективы изучения удмуртского языка»

г. Ижевск,  Дом дружбы народов, 1 февраля 2014 года

В настоящее время для удмуртского народа создалась критическая ситуация по сохранению своего языка. Уменьшается количество людей, говорящих на удмуртском языке. С исчезновением языка исчезает и сам народ. По итогам переписи 2010 года удмуртов насчитали 552 тысячи. Это на 85 тысяч меньше данных переписи 2002 года и на 163 тысячи меньше, чем в 1989 году. Во многом это связано с изучением удмуртского языка. Сейчас только 28 процентов детей-удмуртов изучают родной язык.

Удмуртский язык, являясь государственным, наравне с русским, в общественной жизни почти не используется. В условиях отсутствия государственных мер поддержки вся ответственность по сохранению языка ложится на плечи семьи.

Сохранение удмуртского языка – это сохранение народа, его культуры, его государственности.

Обсудив проблемы и перспективы изучения удмуртского языка, участники круглого стола принимают следующее решение:

  1. Одобрить и поддержать решение исполкома Всеудмуртской ассоциации «Удмурт Кенеш» от 22 октября 2013 года «О внесении поправок в проект закона Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования», заключающихся  в поэтапном переходе к обязательному изучению удмуртского языка как государственного в общеобразовательных организациях Удмуртской Республики.
  2. Считать целесообразным и достаточным открытие классов, изучающих удмуртский язык, при количестве учащихся: в сельской местности – минимум 5 человек, в городах – минимум 10 человек.
  3. Для  выпускников  школ, изучавших  удмуртский язык, при их поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения Удмуртии допустить написание изложения вместо сочинения (по желанию поступающего).
  4. При конкурсном поступлении  в высшие учебные заведения Удмуртии дать приоритет абитуриентам, владеющим удмуртским  языком.
  5.  Приступить к реализации решения 12-го съезда «Удмурт Кенеш» по открытию удмуртских муниципальных  гимназий в Можге и Ижевске.
  6. Министерству образования и науки Удмуртской Республики  разработать конкретные мероприятия по увеличению количества  удмуртских групп в детских дошкольных учреждениях Удмуртии.
  7. Увеличить продолжительность  телевизионного вещания на удмуртском языке с одного часа в сутки до пяти часов (как это было лет 10 тому назад; для сравнения в Татарстане на татарском ТВ передачи идут более 12 часов в сутки).
  8. Создать телевизионные передачи на удмуртском языке в республиках Башкортостан и Татарстан, по аналогии с передачей  «Хэерле кич!» на татарском языке в Удмуртской Республике.
  9. Приступить к реализации решения 12-го съезда «Удмурт Кенеш» по открытию Удмуртского культурного центра в Ижевске.
  10. В сельской местности ввести доплату медицинским работникам, владеющим удмуртским языком.
  11. Предложить  районным  отделениям «Удмурт Кенеш» и удмуртским общественным организациям  начать работу по поддержке  инициативы исполкома ассоциации.
  12. Использовать ресурсы средств массовой информации Удмуртии  для широкой  пропаганды инициативы исполкома.
  13. Провести научно-практическую  конференцию по преимуществам и перспективам развития билингвизма в Удмуртии.
  14. Обеспечить государственную поддержку национальным периодическим изданиям.

Постепенное введение обязательного изучения удмуртского языка в школах и в дошкольных учреждениях Удмуртской Республики создает условия более устойчивого функционирования и сохранения удмуртского языка – языка титульного народа республики, работает в интересах  всех народов республики. Закладываются основы общества с активным многоязычием, что способствует патриотическому воспитанию молодежи, для которой знания об уникальности удмуртского края будут развивать стремление жить и работать на благо Удмуртской Республики.

Надежда Рысьева

http://uralistica.com/profiles/blogs/kruglyj-stol-po-perspektivam-izuchenija-udmurtskogo-jazyka

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *